Тафсир Суры аш-Шура аят 11
Сказал Всевышний Аллах в Куране: لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِير
«Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий» (аш-Шура; 42:11)
Имам аль-Куртуби аль-Малики (600-671 х/1204-1274 м) сказал комментируя слова Аллаха: «Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (42:11):
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ ٱلسَّمِيعُ ٱلْبَصِيرُ قيل: إن الكاف زائدة للتوكيد؛ أي ليس مثله شيء...
والذي يُعتقد في هذا الباب أن الله جل ٱسمه في عظمته وكبريائه وملكوته وحسنى أسمائه وعليّ صفاته، لا يشبه شيئاً من مخلوقاته ولا يشبّه به، وإنما جاء مما أطلقه الشرع على الخالق والمخلوق، فلا تشابه بينهما في المعنى الحقيقي؛ إذ صفات القديم جل وعز بخلاف صفات المخلوق؛ إذ صفاتهم لا تنفك عن الأغراض والأعراض، وهو تعالى منزّه عن ذلك؛ بل لم يزل بأسمائه وبصفاته على ما بيّناه في (الكتاب الأسنى في شرح أسماء الله الحسنى)، وكفى في هذا قوله الحق: { لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ }. وقد قال بعض العلماء المحققين: التوحيد إثبات ذات غير مشبهة للذوات ولا معطّلة من الصفات. وزاد الواسطيّ رحمه الله بياناً فقال: ليس كذاته ذات، ولا كٱسمه ٱسم، ولا كفعله فعل، ولا كصفته صفة إلا من جهة موافقة اللفظ؛ وجلّت الذات القديمة أن يكون لها صفة حديثة؛ كما استحال أن يكون للذات المحدثة صفة قديمة. وهذا كله مذهب أهل الحق والسنة والجماعة. رضي الله عنهم!
«Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий». Сказали, что частица «каф» (в аяте) добавлена для усиления смысла. То есть, нет подобного Ему ничего…
То, что должны исповедовать касательно этого раздела - это то, что Всевышний Аллах не подобен ни чему из своих творений и они не подобны Ему. Что касается того, что в Шариате употреблено в отношении Творца и творений, то нет между ними подобия (если смотреть) на действительное значение (употребляемых выражений в отношении каждого). Атрибуты Безначального, Вечного Всевышнего отличаются от атрибутов созданий, так как их атрибуты не бывают свободными от всяких явлений и задач. А Аллах Всевышний чист от этого, напротив Он вечен вместе со Своими именами и атрибутами, согласно тому, как мы разъяснили в книге «аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна», и достаточно в этом Его истинных слов: «Нет ничего подобного Ему».
Некоторые из ученых-исследователей (мухаккики) сказали: «Единобожие (таухид) - это утверждение сущности не подобной другим сущностям и (в тоже время) не лишенной атрибутов (сифатов)».
Аль-Васити, да смилуется над ним Аллах, добавив разъяснение, сказал: «Нет сущности подобной Его сущности и нет имени подобного Его имени и нет действия подобного Его действиям и нет атрибута подобно Его атрибутам, кроме как со стороны произношения (лафза)».
Превыше безначальная/предвечная сущность от того, чтобы иметь сотворенные атрибуты, которые имеют начало. Подобно тому, как невозможно для сотворенной сущности иметь безначальные/предвечные атрибуты. Это все является путем людей истины, Сунны и джамаата, да будет доволен ими Аллах».
«Аль-Джами аль-Ахкам аль-Куран», 8/16
Имам Абу Мансур аль-Матуриди (ум. 333/944 м) сказал:
وقوله - عز وجل -: { لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ... } الآية. يستدل بعض أهل التشبيه بأن له مثلا بقوله - تعالى - { لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ } يقولون: لو لم يكن مثل لم يذكر كاف التشبيه؛ حيث قال: { لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ } ، لكن نفى مثلية الأشياء عن مثله؛ فيكون فيه إثبات مثل له لا يشبه سائر الأشياء سواه؛ أو كلام نحو هذا.
وعندنا: قوله - تعالى - { لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ } أي: ليس مثله شيء، والكاف قد تزاد في الكلام. وقال بعضهم: أي: ليس كهو شيء، والعرب قد تقيم المثل مقام النفس. وأصله: أن الخلق ذو أعداد، وكل ذي عدد له أشكال وأمثال من حيث العدد. والأصل في ذلك: أن الخلق وإن كانوا ذا أمثال وأشكال وأشباه، فليس يشبه بعضهم بعضاً من جميع الوجوه وكل الجهات، ولكن إنما يشبه بعضهم بعضا لا من جميع الوجوه، أو بوجه أو بصفة، أو بجهة أو بنفس، ثم صار بعضهم أمثالا لبعض وأشباهاً بتلك الجهة وبذلك الوصف؛ فدل أن الله - تعالى - ليس يشبه الخلق، ولا له مثال منهم بوجه من الوجوه، ولا له شبه منهم، لا ما يرجع إلى النفس، وهو يتعالى عن جميع معاني الخلق وصفاتهم، ودل قوله - تعالى -: { لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ }: أنه شيء؛ لأنه نفى عن نفسه المثلية ولم ينف الشيئية، لكن يقال: شيء لا كالأشياء ينفى عنه شبه الأشياء، والشيء إثبات، وفي الإثبات توحيد، ولو لم يكن شيئاً لكان يقول: ليس هو شيئاً؛ دل أنه ما ذكر. وقوله - سبحانه -: { وَهُوَ ٱلسَّمِيعُ ٱلْبَصِيرُ } ذكر في غير موضع، والله الموفق.
«Его слова «Нет ничего подобного Ему...». Некоторые из числа уподобляющих Аллаха творениям (мушаббиха) приводят доводом на то, что у Него есть подобие аят «Нет ничего подобного Ему». Они говорят: Если бы не было подобия Он не упомянул бы предлог «каф», который применяется для указания подобия. Он как бы говорит «Нет похожего на Его подобие ничего», но однако Он отрицает существование чего-то похожего на его подобие. Следовательно, в этом есть установление Себе подобия, которое не похоже ни на что другое кроме Него. Или они говорят, что-то вроде этого.
А по нашему мнению аят «Нет ничего подобного Ему» означает, что нет подобия Ему, а предлог «каф» иногда добавляется в предложении как лишнее. А также некоторые из них сказали, что это означает, что нет, такого как Он ничего (сущности). Арабы иногда ставят подобие чего-то на его место. Основой этому является то, что творения многочисленны, и каждый, кто имеет численность имеет форму и подобие (имеет подобных по форме и подобию) исходя из того, что они многочисленны. Это на основании того, что даже если творения имеют похожих по форме, подобию и виду, то не подобно одно из них другому во всем и со всех сторон. Но однако, некоторые из них подобны другим, но не во всем, а в чем-то одном или в одном качестве или же с одной стороны. Следовательно, некоторые из них стали подобными другим и похожими с этой стороны и по этому качеству. И это приводит к тому, что Аллах не схож с творениями и нет из творений подобного Ему ни в чем, а также нет из них похожего на Него. Он возвышается над всем, что имеет смыслы творений или их атрибуты.
Аят «Нет ничего подобного Ему» приводит к тому, что Он – Сущностью/шайъ. Потому что Он отрицает подобность, а не отрицает шайъиййат. Но, однако, говорят: «Сущность/шайъ не такая, как другие сущности, которой не присуще схожесть другим сущностям». Также сущность/шайъ - это утверждение, а в утверждении есть тавхид. Также если бы Он не был сущностью/шайъом, говорили бы: «Он не является чем-либо».
Абу Мансур аль-Матуриди, «Таъвилят Ахлю Сунна»
Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) сказал в книге «аль-Иклиль»:
قوله تعالى: {لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ}
فيه الرد على المشبهة وأنه تعالى ليس بجوهر ولا جسم ولا عرض ولا لون ولا طعم ولا حال في مكان ولا زمان
«Слова Аллаха «Нет ничего подобного Ему» являются опровержением мушаббиха (уподобляющих Аллаха творениям) и подтверждением того, что Он не является ни субстанцией, ни телом, ни акциденцией, ни цветом, ни вкусом, не описан ни местом, ни временем».
Ас-Суюти, «Аль-Иклиль фис-тинбатит-Танзиль», 1/230